Железнодорожная экзотика
Данная электрифицированная железнодорожная ветка,
протяжённостью около 9 км (длина без ответвлений и подъездных путей),
проходит вблизи юго-восточной окраины г. Москвы и соединяет г. Дзержинский с платформой
Панки (г. Люберцы) Рязанского направления Московской железной дороги.
По информации Дмитрия Умнова, до 1988 г. на ветке работал электропоезд
ЭР1-239, в 90-е годы – ЭР2-3006/3007, впрочем его составность постоянно
менялась, а ЭР1-239 был передан в г. Нижний Тагил. Фёдор Яшин сообщает,
что до 1968 г. на ветке работала электросекция СМ3-002,
после неё электропоезд ЭР1 с неустановлённым номером, а состав
ЭР2-3006/3007 работал на ветке в период с 1984 по 1987 гг. (ЭР1 тогда
уже уже не было). С 1987 г. работал электропоезд ЭР1-239, а с 1989 г. и
до закрытия движения – ЭР2-1019. В 1997 г. движение электропоезда по
ветке было отменено, на некоторых её участках была демонтирована
контактная подвеска и полотно, а в г. Дзержинском была разобрана
пассажирская платформа. Ныне ветка активно используется грузовыми
поездами на участке до станции Яничкино (г. Котельники).
Представлены фотографии конца октября 2000 года. В скобках указан размер полноформатного изображения.
Самая первая пассажирская платформа станции в г. Дзержинском, расположенная за железнодорожным переездом. В качестве конечного пункта оборота электропоездов она прекратила своё существование задолго до закрытия ветки, однако, до последнего времени на большинстве планов г. Москвы и Московской области именно эта платформа почему-то указывалась в качестве основной, хотя таковой давно являлась другая, короткая платформа, расположенная перед переездом. Очевидно, что на платформе имелось станционное здание, схожее по архитектуре с подобными сооружениями на других станциях этой ветки, но когда оно было снесено, неизвестно. (100 кбайт) | |
Место расположения основной пассажирской платформы. Именно здесь оборачивался электропоезд из Панков и заканчивалась контактная подвеска. На этом месте теперь заросли кустарника. (112 кбайт) | |
В 1997-1998 гг. короткая пассажирская платформа была разобрана. Остались лишь ведущие на неё ступеньки. Впрочем, в последние годы работы электропоезда на ветке, высадка пассажиров производилась из первой двери первого вагона на импровизированную платформу, представляющую из себя сваренное из арматуры крыльцо. (156 кбайт) | |
Путевое развитие станции г. Дзержинский. На переднем плане слева – ответвление к промышленному объекту. (121 кбайт) | |
Пейзаж с входным семафором и ободранной опорой контактной сети. За поворотом – станция г. Дзержинский. (115 кбайт) | |
Этот нерабочий входной семафор на бывшей станции Дзержинский – островок старины вблизи границ Москвы. Когда нет листвы на деревьях, семафор можно разглядеть во всех деталях. Эти фотографии сделаны в мае 1995 г. и в апреле 1996 г. Кочкиным Алексеем ещё на действующей ветке. (60 кбайт, 61 кбайт) | |
Грузовая станция на окраине г. Дзержинский. Снимок вверху: вид со стороны железнодорожного переезда. (103 кбайт) На снимке внизу: ответвление к промышленному объекту. (82 кбайт) | |
Железнодорожный переезд на дороге в Москву. Двигаясь со стороны станции Яничкино, перед переездом электропоезда делали остановку, никак не обозначенную ни в расписании, ни на схеме ветки. До недавнего времени на этом месте находилась высокая, сваренная из арматуры, платформа, в длину немногим более дверцы кабины машиниста, такая же, как и на станции Дзержинский. (105 кбайт) | |
Граница г. Дзержинский. (57 кбайт) | |
Пути слева – ответвление на Капотнинский НПЗ и ТЭЦ-22. (68 кбайт) | |
На территории ТЭЦ-22 расположена большая грузовая станция. На её подъездных путях в мае 1995 года можно было увидеть доживающий свой век магистральный тепловоз ТЭ3-4663. Автор снимка – Кочкин Алексей. (60 кбайт) | |
Входной семафор на ст. Яничкино. Вид со стороны ст. г. Дзержинский. (81 кбайт) | |
Семафор крупным планом. (58 кбайт) | |
Эти «осколки» семафорной сигнализации находятся на путях веток к ТЭЦ-22 и Капотнинскому НПЗ. Автор снимка – Кочкин Алексей. Снимок сделан в мае 1995 года. (48 кбайт) | |
На станции Яничкино для подачи электропоезда к пассажирской платформе использовался дополнительный путь. После отмены движения электропоезда этот путь был разобран. (96 кбайт) | |
Пассажирская платформа Яничкино в г. Котельники. Станционное здание разорено и изнутри выгорело, платформа поросла травою. (102 кбайт) | |
Хорошо видна кирпичная кладка основания пассажирской платформы, однотипная с кладкой на старой платформе в Дзержинском и платформой Мальчики. (73 кбайт) | |
Пути станции Яничкино. (63 кбайт) | |
ВЛ10 тянет грузовой состав на ст. Яничкино. (75 кбайт) | |
Промышленная ветка в г. Лыткарино. (49 кбайт) | |
Перегон между станциями Мальчики и Яничкино. Путь, по которому раньше пропускали электропоезда, постигла такая же участь, что и его собрата на станции Яничкино – он был разобран. (78 кбайт) | |
Неужели дополнительный электрифицированный подъездной путь после отмены пассажирского сообщения не нашёл бы применения? (65 кбайт) | |
Вид на пассажирскую платформу Мальчики в г. Люберцы. (97 кбайт) | |
Cтанционное здание на пассажирской платформе Мальчики. Всё забито и заколочено. (88 кбайт) | |
Вид на платформу. (111 кбайт) | |
Пейзаж на подходе к магистральному Рязанскому ходу. С левой стороны виден путь, идущий на станцию Люберцы-II. (47 кбайт) | |
Полотно разобрано, контактная подвеска снята, входной светофор смотрит на мир пустыми глазницами, стрелка, связывающая ветку с магистральным ходом, демонтирована. За поворотом – платформа Панки. (79 кбайт) | |
Платформа Панки, принимающая на левый путь электропоезда в сторону Рязани. На переднем плане – останки правого, тупикового пути платформы, предназначавшегося когда-то для оборота электропоездов из Дзержинского. (90 кбайт) | |
В настоящее время выемка на месте пути уже трудно различима. (63 кбайт) |
Дополнительная информация
Оцифровка фотоснимков Набокова Александра.