Железнодорожная экзотика


Канатчиковский (Донской) куст подъездных путей

Материал Alevaresan'а (Алексея)

   Лет двадцать назад, проезжая на трамвае по улице Вавилова в сторону Серпуховского вала, сразу за мостом через пути Малого кольца Московской железной дороги, с которого открывается вид на станцию Канатчиково, можно было увидеть справа, у перекрёстка Канатчиковского проезда и улицы Вавилова, ещё одну станцию, небольшую, пути на 3 – 4, на которой обычно стояло несколько сцепленных вагонов. Её можно было рассмотреть во всех подробностях, т.к. трамваи останавливались на остановке, вплотную примыкающую к этой станции. Эта станция относилась к Канатчиковскому кусту подъездных путей, который соединял предприятия Донского района Москвы с магистральными путями Малого кольца. Среди предприятий, к которым вели ветки куста были завод ЖБИ-14, Станкостроительный завод им. С.Орджоникидзе, ЭНИМС «Станкоконструкция», завод «Красный пролетарий». Главный путь ветки был построен в 1918 году после национализации завода братьев Бромлей. Тогда этот завод получил название «Государственный машиностроительный завод № 2», а после 1922 года название «Красный пролетарий». До войны от основного пути ветки отходил ещё один подъездной путь, который позже был разобран в связи с жилой застройкой части Донского района между улицей Вавилова и Ленинским проспектом. Этот путь показан на плане Москвы, опубликованном в «Малой советской энциклопедии» издательства «Советская энциклопедия» 1930 года.

Схема подъездных путей Канатчиковского куста
Схема Канатчиковского куста подъездных путей

   Подъездные пути куста пересекали пять улиц: Стасовой, Орджоникидзе, проезды Канатчиковский и 5-й Донской, а также безымянную улицу, отходящую от улицы Вавилова в направлении 5-го Донского проезда. Железнодорожные переезды на улице Орджоникидзе и Канатчиковском проезде были охраняемыми и оборудованы автоматическими шлагбаумами, а переезды через улицу Стасовой, 5-й Донской проезд и упомянутую безымянную улицу были неохраняемыми, но на них имелась светозвуковая сигнализация. Помимо этого, железнодорожные переезды на улице Стасовой, в 5-м Донском проезде и безымянной улице были двухпутными, а на переезде через улицу Орджоникидзе, железнодорожный путь пересекал в одном уровне трамвайные пути. Ветки куста были оборудованы средствами СЦБ, остатки которых и сейчас ещё можно встретить в тех местах, где когда–то пролегали железнодорожные пути. Все стрелочные переводы на ветках куста были ручными, за исключением стрелки примыкания главного пути куста к путям станции Канатчиково Малого кольца Московской железной дороги. Этот путь шёл от станции куста, в сторону станции Канатчиково под уклоном, примыкая к главным путям Малого кольца у северной горловины станции.
   Вагоны для предприятий куста доставлялись на станцию куста из Канатчиково тепловозами Малого кольца, а затем локомотивы предприятий развозили вагоны по назначению. Сколько всего было локомотивов у предприятий Канатчиковского куста, неизвестно. До настоящего времени условно сохранился только один локомотив — тепловоз ТГК-2, который в прежние времена, по–видимому, работал на территории Станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе.
   Каких-то лет двадцать назад ветки Канатчиковского куста были востребованы круглосуточно, в том числе и в выходные дни. После 1991 г., в связи с экономическими «экспериментами» новых российских властей, состояние предприятий куста резко ухудшилось, однако, ещё в середине 90-х гг. на подъездных путях наблюдалось движение подвижного состава, хотя, конечно, несравнимое с прежним. Так продолжалось до появления распоряжения первого заместителя Премьера Правительства Москвы № 994-РЗП от 30.10.1998 г. «О ЗАКРЫТИИ ПОДЪЕЗДНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ВЕТКИ АО “КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ”», после чего в течение короткого промежутка времени главный путь куста был разобран:


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
30 октября 1998 г. № 994-РЗП
О ЗАКРЫТИИ ПОДЪЕЗДНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ПУТЕЙ ВЕТКИ АО "КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ"

    В соответствии постановлением Правительства Москвы от 13.01.98 № 19 "О продолжении проектирования и строительства первоочередных участков внутригородской кольцевой магистрали (3-го кольца)" разработан проект транспортного пересечения с ул. Вавилова. В зону работ попадает подъездная железнодорожная ветка АО "Красный Пролетарий". Учитывая падение объема перевозок, осуществляемых по этой ветке, и во исполнение распоряжения Премьера Правительства Москвы от 22.06.98 № 659-РП "Об ускорении темпов строительства объектов 3-го транспортного кольца":

1. Просить Московскую железную дорогу закрыть 01.11.98 железнодорожную ветку АО "Красный Пролетарий".
2. Изъять у АО "Красный Пролетарий" земельный участок площадью 1,24 га, занимаемый железнодорожной веткой, с компенсацией затрат в связи с ее закрытием.
3. Москомзему внести изменения в договор аренды от 24.04.96 № М-05-005244 в связи с изъятием (п. 2).
4. Префекту Южного административного округа:
    4.1. Назначить оценочную комиссию по определению компенсационных затрат АО "Красный Пролетарий" в связи с закрытием железнодорожной ветки.
    4.2. Утвердить до 15.11.98 акт оценки.
5. ООО "Организатор" за счет сметы строительства 3-го транспортного кольца:
    5.1. Выплатить компенсацию АО "Красный Пролетарий" за сносимую железнодорожную ветку.
    5.2. Разобрать железнодорожные пути от ул. Вавилова до ул. Малая Калужская, 15.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Павлова Н.В.

Первый заместитель Премьера
Правительства Москвы
Б.В. Никольский


   Сейчас о железной дороге практически ничего не напоминает. Можно каждый день ходить по этим местам и ничего не заметить. Тем не менее что-то обязательно должно было остаться. И вот в один из сентябрьских дней автор материала, вооружившись фотокамерой и картой, отправился на поиски следов железной дороги.
   Все фотографии сделаны автором в сентябре 2005 года.

За забором на Канатчиковском проезде у поворота на улицу Вавилова стоит кирпичная будка, которая, возможно имела отношение к железной дороге. Скорее всего это была диспетчерская станции куста и по совместительству будка дежурного по железнодорожному переезду через Канатчиковский проезд. (81 кбайт)
Справа, вдоль улицы Вавилова расположен забор бывшего Станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе, за которым уже нет никаких следов железной дороги. Однако, напротив дома № 4 к продуктовому магазину пристроен сарайчик в котором замурован разоренный кузов тепловоза ТГК-2, стоящий на куске железнодорожного полотна (!). В момент съемок тепловоз активно курочили местные работяги. Разглядеть на кузове номер тепловоза, к сожалению, не удалось. Должно быть, этот тепловоз принадлежал Станкостроительному заводу. (87 кбайт, 76 кбайт, 97 кбайт)
Далее, основной путь ветки поворачивал направо и, пройдя сквозь здания Станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе, пересекал одноименную улицу и проходящие по ней трамвайные пути. С территории завода хорошо виден въезд в здание, со стороны улицы Орджоникидзе на месте въезда теперь вход в магазин. (79 кбайт)
На другой стороне улицы Орджоникидзе на месте железной дороги сейчас расположена заасфальтированная аллея в жилом квартале. (129 кбайт)
На левой стороне этой аллеи (если идти от улицы Орджоникидзе) находится светофор и четыре деревянных столба. (145 кбайт, 160 кбайт, 161 кбайт, 139 кбайт, 124 кбайт)
Далее главный путь куста раздваивался и, пересекая улицу Стасовой, скрывался на территории завода «Красный пролетарий». Никаких переездов там не сохранилось, а вот ворота остались. На фотографиях ворота слева и справа (если стоять лицом к заводу). (91 кбайт, 101 кбайт)
Еще одни похожие ворота имеются на Донской улице в том месте, где она огибает Донской монастырь. О их назначении ничего не известно. (83 кбайт)
На территории завода им. С.Орджоникидзе от основного пути куста отходило ответвление на ЭНИМС «Станкоконструкция», которое также раздваивалось и пересекало 5-й Донской проезд. Сооружено оно было предположительно в 30-е годы вместе с самим ЭНИМС (Экспериментальным научно–исследовательским институтом металлорежущих станков). На воротах со стороны завода им. С.Орджоникидзе еще осталась  надпись: «Внимание! У ворот машины не ставить!». Возможно, что этот единственный сохранившийся фрагмент путей скоро будет навсегда похоронен под новым асфальтом. (89 кбайт, 76 кбайт)

Использование материалов этой страницы возможно только c разрешения автора.

Продолжение. Архив «Железнодорожной экзотики». Год 2006. Подъездные пути завода «Красный пролетарий»



Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz