Железнодорожная экзотика

Архив «Железнодорожной экзотики». Год 2007.
Приговорённая ветка платформа Рабочий посёлок — станция Усово

   Электрифицированная железнодорожная однопутная ветка платформа Рабочий посёлок — станция Усово длиной около 16 километров находится в западной части ближнего Подмосковья, в местности, известной как «Подмосковная Швейцария» или «Рублёвка». Во времена СССР «Подмосковная Швейцария» являлась излюбленным местом проживания и отдыха советского государственного и партийного руководства. С Москвой эта местность, помимо железной дороги, связана также Рублёво–Успенским шоссе, которое на своём значительном протяжении идёт параллельно ветке. Впрочем, мчащимся по этой, считавшейся правительственной, трассе «ЗИЛам», «Чайкам» и чёрным «Волгам» в то время железная дорога не мешала. Более того, несмотря на наличие «номенклатурных» дач и домов отдыха, все лесные массивы в пределах «Подмосковной Швейцарии» были свободно открыты для доступа, как для жильцов расположенных вдоль ветки и шоссе деревень и посёлков, так и для отдыхающих, приезжавших сюда из Москвы побыть на свежем воздухе. Зимой на станцию Усово прибывали «поезда здоровья», пассажиры которых, оснащённые лыжным снаряжением, проводили выходные дни в лесах, обступавших ветку со всех сторон. Но после наступления в 1991 году эры демократии и рыночной экономики, земли «Подмосковной Швейцарии» были проданы под строительство фешенебельных особняков и коттеджных посёлков и наличие на этой территории железнодорожной ветки стало восприниматься как недоразумение.
   Электропоезда в Усово следовали, да и сейчас всё ещё следуют, как с Белорусского вокзала, так и со станций Савёловского и Курского направлений. В прошлом, движение по ветке было весьма активным. Наличие в Ромашково разъезда с двумя пассажирскими платформами, на котором расходились встречные электропоезда, и двух электрифицированных путей с островной платформой на станции Усово, позволяли одновременно находиться на этой небольшой однопутной ветке сразу трём электропоездам.
   Ветка использовалась также и для местных грузовых перевозок. В сильно сокращённом виде, оно имеется до сих пор. На станции Усово всё ещё существуют промышленно–хозяйственные зоны, для которых на ветке поддерживается грузовое движение. Для манёвров с грузовыми составами на станции Усово используется третий, неэлектрифицированный, путь. Также грузовые перевозки осуществляются и по неэлектрифицированной ветке длиной около 6 километров, идущей от разъезда Ромашково в посёлок Рублёво, где также имеются промышленно–хозяйственные зоны. До Великой Отечественной войны в посёлок Рублёво ходили также и пригородные рабочие поезда. Помимо этого, ко главному пути ветки уже в черте Москвы примыкают пути крупной товарной станции Кунцево–2. Движение грузовых поездов по ветке осуществляется с помощью тепловозной тяги. О заходе на ветку магистральных электровозов достоверной информации нет, а вот магистральные тепловозы там были замечены.
   С начала 90–х гг. прошлого века сообщения о грядущем закрытии ветки стали уже регулярными. Мир вдоль Рублёво–Успенского шоссе радикально изменился. Теперь, чтобы пройти к неогороженному заборами участку леса, надо долго петлять между заборами. Стоимость земли в этом районе продолжает расти и одним из возможных мест, где ещё можно что–то строить, является полоса отчуждения железной дороги. Помимо активного индивидуального домостроительства, заинтересованными кругами вынашивается проект сооружения на месте ветки дублёра Рублёво–Успенского шоссе. Понятно, что обладателям особняков железная дорога никчему, однако, вряд ли их также обрадует наличие под боком шумной автотрассы. Да и увеличение количества коттеджей явно не способствует улучшению условий отдыха от городской суеты. Поскольку изменилась местность вокруг, изменилась и железнодорожная ветка. Станция Усово всё ещё имеет путевое развитие, включающее три пути, из которых два пути электрифицированы. Разъезд Ромашково превратился в остановочный пункт, т.к. в связи с сокращением движения электропоездов по ветке, северная стрелка разъезда была демонтирована, да и на станцию Рублёво теперь грузовые составы ходят редко. Старые станционные здания приходят в ветхое состояние. К моменту съёмки на ветке сохранилось станционное здание только на платформе Ильинское, впрочем забитое и заколоченное. На станции Усово старое станционное здание было закрыто и позже сожжено. Кассы на остановочных пунктах ветки, кроме Ромашково, отсутствуют.



Схема ветки платформа Рабочий посёлок — станция Усово

   Представлены фотографии лета и осени 2007 года.

Станция Усово

Первая часть фотографий сделана летом, 26 августа 2007 года.

За воротами этой хозяйственной зоны берёт своё начало Усовская ветка. А когда–то путь ветки шёл ещё дальше — в посёлок Горки 2–е. О продолжении линии теперь напоминают артефакты, имеющиеся по обеим сторонам шоссе, — просека в лесу и остатки насыпи. Существовал железнодорожный мост через реку Медвенку.
Несколько лет назад участниками «Железнодорожного форума» сайта «Транспорт в России» DФ, FunRail и другими было проведено исследование исторических аспектов Усовской ветки, о результатах которого можно ознакомиться в соответствующей теме.
Двухпутная пассажирская платформа станции Усово. Вид на западную горловину станции.
Влево уходит путь в хозяйственную зону, что запечатлена на снимке выше, а путь в Горки 2–е шёл прямо, пересекая Рублёво–Успенское шоссе.
Вид в сторону восточной горловины станции.
Слева от платформы пустое место, где когда–то находилось станционное здание. Оно стояло на старой низкой платформе.
Справа на снимке видна старая низкая платформа.
Вид в сторону восточной горловины. Путевое развитие станции. Вправо уходит путь в одну из хозяйственных зон, расположенных вблизи станции.
Схема Белорусского и смежных направлений, расписание и щит с названием станции.
Общий вид на станцию. Электропоезд готовится отправиться в сторону Москвы. Раньше на станции часто находились сразу два электропоезда. Это было в порядке вещей. Но, т.к. в настоящее время количество электропоездов сокращено, второй путь как правило свободен. Активной грузовой работы теперь также не наблюдается.

Перегон станция Усово — платформа Ильинское

Сразу за станцией Усово начинаются характерные монументальный сооружения «Рублёвки».
Стрелка восточной горловины станции Усово.
Путь идёт в сторону платформы Ильинское вдоль забора хозяйственной зоны.
Вид в сторону платформы Ильинское.
Переезд на перегоне Усово — Ильинское.
Старое станционное здание на платформе Ильинское. Всё забито, заколочено, и требует ремонта.
Вид на здание и старую низкую платформу со стороны железнодорожного пути.
Вид на современную высокую пассажирскую платформу Ильинское со стороны Усово.
Платформа Ильинское. Ей тоже не помешал бы ремонт. Но будут ли его делать?

Перегон платформа Ильинское — платформа Барвиха

Переезд на перегоне между платформами Ильинское и Барвиха.
Перегон между платформами Ильинская и Барвиха. Вид в сторону Ильинского.
Пассажирская платформа Барвиха.

Перегон платформа Барвиха — платформа Раздоры

Путь уходит в сторону платформы Раздоры.
Переезд с автомобильной дорогой на перегоне.
Прямой участок на перегоне. Будет ли здесь столько зелени, если по этому месту пройдёт автодорога?
Путь взбирается на насыпь. Под насыпью протекает речка Саминка.
После насыпи путь ныряет в выемку, с обеих сторон ограждённой заборами.
Выемка заканчивается ещё одним переездом с автомобильной дорогой.
С другой стороны переезда. Вид в сторону Барвихи.
На подходе к платформе Раздоры, которая расположена за поворотом.
Показалась платформа Раздоры.
На пассажирской платформе Раздоры. На платформе, как ни странно, уложен новый асфальт.
Вдруг послышался нехарактерный для этих мест гудок... паровоза, и со стороны Ромашково к платформе подъехал самый настоящий паровоз с составом из вагонов «Golden Eagle Trans — Siberian Express». Из вагонов вышла празднично одетая публика и уверенно направилась куда–то в сторону от станции. Сразу стало понятно, почему в этот день две электрички были отменены. Затем паровоз дал гудок и потащил поезд дальше в сторону станции Усово.
Некоторое время спустя, за проследовавшим в сторону Усово составом с паровозом, мимо платформы на приличной скорости пронёсся магистральный тепловоз 2М62У.
Эта листовка была наклеена на здании дежурного по переезду, который находится рядом с платформой Раздоры. Простые жители «Рублёвки» борются за удобную транспортную связь с Москвой.
Ещё один взгляд на платформу Раздоры и переезд рядом с ней.

Перегон платформа Раздоры — платформа Ромашково

Путь на перегоне между платформами Раздоры и Ромашково.
В этом месте железная дорога пересекает реку Чаченку.
Послышался шум приближающегося поезда. Оказывается это 2М62У тащил в обратную сторону поезд с паровозом, который теперь был в хвосте состава.
С этого момента в обзоре появляются фотографии, сделанные осенью, 10 ноября 2007 года. Электропоезд на снимках следует до станции Усово.
В этом месте железная дорога пролегает по невысокой насыпи.
Далее насыпь плавно переходит в выемку.
Вид назад в сторону платформы Раздоры.
Слева от главного пути ветки появляется ответвление в посёлок Рублёво.
Железная дорога делает плавный поворот к платформе Ромашково.
Входной светофор бывшего разъезда Ромашково.
Гребнесмазыватель, которых на ветке предостаточно.
Бывшая северная стрелка разъезда Ромашково. Стрелка была демонтирована из–за снижения интенсивности движения поездов по ветке, однако, как видно на снимках, сохранилась контактная подвеска и стрелочный светофор. Здесь же к главному пути ветки примыкает ответвление в посёлок Рублёво. Как уже было упомянуто выше, разъезд Ромашково и два пути для приёма электропоездов на станции Усово позволяли находиться на этой однопутной ветке одновременно сразу трём электропоездам.
Пассажирская платформа Ромашково. В настоящее время используется только одна посадочная платформа. Рядом с ней находится единственная на ветке билетная касса.
Вид на пассажирскую платформу Ромашково.
Сбрасывающая стрелка на втором пути. Теперь он является лишь ответвлением в посёлок Рублёво.

Перегон платформа Ромашково — платформа Кунцево–2

Вид от южной стрелки разъезда Ромашково на пассажирские платформы.
Южная стрелка разъезда Ромашково.
Вид на южную стрелку разъезда Ромашково.
Вид на железнодорожный путь в сторону Кунцево–2.
А это вид в сторону Ромашково. Виден входной светофор разъезда.
Перегон от МКАД до Ромашкова.

В ранний период существования ветки, место её примыкания к основному пути Белорусского хода было не у платформы Рабочий посёлок, как сейчас, а в районе платформы Немчиновка. Причём, ветка примыкала к основному пути Белорусского хода в направлении «от Москвы». Старая трасса ветки в настоящее время совершенно не читается на местности, т.к., по–всей видимости, на её месте сейчас находится отрезок МКАД (см. выше схему ветки). Больше информации об этом можно почерпнуть из вышеупомянутой темы по истории Усовской ветки на форуме «Железнодорожный транспорт» сайта «Транспорт в России».
Вид на железную дорогу со стороны посадок.
Прямой участок ветки на перегоне Кунцево–2 — Ромашково.
Очередной гребнесмазыватель.
Сразу после моста на МКАД.
Железная дорога проходит под мостом МКАД. Здесь начинается московский участок ветки.
Километровый столб. За забором расположена территория товарной станции Кунцево–2.
Вид в сторону платформы Кунцево–2.
Вид в сторону МКАД.
Платформа Кунцево–2.

Перегон платформа Кунцево–2 — платформа Рабочий посёлок

Платформа Кунцево–2 предназначена для персонала товарной станции Кунцево–2 и близлежащих промышленно–хозяйственных зон. Выхода в город, как такового, с неё нет. Сама платформа короче обычной. Следов кассы, понятное дело, не наблюдается. На щите с названием станции наклеено объявление о борьбе за сохранение ветки.
Вид на товарную станцию Кунцево–2, которая отделена от главного пути ветки забором.
Начиная от платформы Кунцево–2, вдоль главного пути ветки пролегают подъездные пути, вероятно, также относящиеся к товарной станции Кунцево–2. Часть из них разобрана.
С правой стороны по ходу в Москву к ветке примыкают подъездные пути промышленно–хозяйственных зон. Какие–то из этих путей заброшены, какие–то продолжают использоваться.
Подъездные пути примыкают друг к другу  с помощью ручных стрелочных переводов.
О действующих предприятиях свидетельствует состав из грузовых вагонов.
Справа от заброшенного подъездного пути находится действующий подъездной путь.
Один из недействующих подъездных путей, что расположены справа по ходу движения к платформе Рабочий посёлок. Этот путь раздваивается. На одном по всей видимости раньше располагались весы. Другой путь завален обломками от здания рядом с весами. По нему давно нет движения.
Разобранный тупиковый путь. На нижней фотографии за тупиком слева видна бывшая будка дежурного по переезду, который существовал в этом месте до постройки моста, который видно на верхнем снимке.
Крайний слева — действующий путь в промышленно–хозяйственную зону, средний — путь на товарную станцию Кунцево–2, справа — главный путь ветки Усово — Рабочий посёлок.
Вид в сторону Кунцево–2.
Справа — платформа Рабочий посёлок главного пути Белорусского направления.
Ещё один вид в сторону Кунцево–2.
Платформа Рабочий посёлок главного хода Белорусского направления. Платформа в сторону Минска.
Платформа Рабочий посёлок на которую прибывают поезда, следующие в и из Усово. Окончательное примыкание пути ветки к главному ходу Белорусского направления происходит на станции Кунцево.
Вид с пешеходного моста. Справа — ветка на Усово, слева — главный ход Белорусского направления.

Ветка платформа Ромашково — станция Рублёво

Путь ветки на станцию Рублёво сначала идёт практически параллельно главному ходу ветки в сторону станции Усово. Вид в сторону платформы Ромашково.
Основную часть пути ветка проходит через Ромашковский лес.
С этого момента в обзоре появляются фотографии, сделанные осенью, 10 ноября 2007 года. Рядом с железнодорожной колеёй валяется старый светофор.
Путь ветки немного берёт вправо.
После поворота. Вид в сторону платформы Ромашково.
По мере удаления от поворота.
Вид в сторону станции Рублёво.
Рядом с колеёй обнаружен остов шлагбаума. По всей видимости, этот шлагбаум когда–то служил верой и правдой на переезде через Рублёво–Успенское шоссе.
Переезд через Рублёво–Успенское шоссе. В связи с сокращением перевозок по ветке охрана на переезде была упразднена, а автоматический шлагбаум, как следует из снимка выше, был демонтирован, но не вывезен, а просто брошен в лесу.
С обратной стороны переезда.
Вид в сторону станции Рублёво.
Вдали показались какие–то строения.
Вид в обратную сторону.
Дальнейший путь к станции Рублёво перегорожен воротами.
Обойдя огороженную территорию справа, я вышел к ответвлению, которое вело на территорию склада за голубыми воротами. На верхнем снимке — вид в обратную сторону. Невдалеке виднелись какие–то пакгаузы.
Путь на территорию склада проходит слева, а справа был обнаружен заброшенный тупиковый подъездной путь к не менее заброшенным пакгаузам, которые были видны на верхнем снимке.
Справа виден путь на склад, который находится сзади справа. На переднем плане путь к пакгаузам. Оба пути идут прямо и, поворачивая налево, выходят на станцию Рублёво. Туда же подходит и главный путь ветки. К сожалению, я плохо ориентировался на этой местности и не знал, как можно подойти непосредственно к станции Рублёво, поэтому снимка самой станции мне сделать не удалось.


Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz