Железнодорожная экзотика



Ветка станция Мытищи - станция Пирогово

    Найти в Интернете информацию об этой ветке не составляет труда. Причина такой популярности, по моему мнению, заключается в том, что во-первых, люди много лет привычно пользовались этой веткой, чтобы доехать до зоны отдыха «Пироговское водохранилище», во-вторых, кто-то ездил по этой ветке на работу в Мытищи, Москву и в посёлок Пироговский, который расположен вблизи бывшей платформы Победа, названной так по имени большой фабрики, находящейся в этом посёлке. Конечная станция на этой ветке - Пирогово находилась практически на берегу Пироговского водохранилища.

Пироговское водохранилище
Пироговское водохранилище (щёлкните по изображению для его увеличения; размер полноформатного изображения 66 кбайт)

   Когда наступили мрачные «рыночные» времена, МПС поступила с этой веткой также, как и с многими другими т.н. «малодеятельными» ветками - она была закрыта. Понятное дело, что в момент принятия решения о закрытии ветки её социальная значимость в расчёт уже не принималась. МПС закрыло ветку не сразу. Сначало железнодорожные чиновники под предлогом борьбы с «нерентабельностью» закрыли прямое движение от ст. Пирогово до Ярославского вокзала, обкорнав маршрут следования электропоездов до станции Мытищи. Несмотря на утверждение чиновников о том, что ветка была загружена только летом, в 80-е гг. в зимнее время на протяжении нескольких лет, я лично наблюдал в электропоездах пассажиров, следующих от Москвы до станции Пирогово и обратно. Конечно, нельзя сказать, что в это время вагоны были забиты пассажирами под завязку, но всё же они были! Можно сказать однозначно — ветка была востребована круглый год, хотя и с разной сезонной заполняемостью электропоездов. К тому же электропоезда, следующие в и из Пирогово, разгружали станцию Мытищи. А что касается рентабельности – нерентабельности, то можно только повториться, указав на то, что во всех цивилизованных странах мира пригородные перевозки являются убыточными, но в связи с тем, что они играют важную социальную функцию их никто не сокращает. В настоящее время на участке от станции Пирогово до места расположения бывшей платформы Динамо путь ветки практически полностью демонтирован. Вдоль бывшей трассы ветки остались столбы контактной подвески, кое-где сохранились остатки средств СЦБ. От пассажирской платформы в Пирогове осталась груда битого бетона, платформа Победа представляет из себя руины, а найти место расположения платформы Динамо, точно не зная где она находилась, уже практически невозможно.

Пироговское водохранилище
Схема ветки (щёлкните по схеме для увеличения изображения; размер полноформатного изображения 51 кбайт)

   Представлены фотографии осени 2004 года. В скобках указан размер полноформатного изображения.

Начало ветки. Электропоезд на заднем плане движется по главному ходу Ярославского направления. Впереди ст. Мытищи. (85 кбайт)
Первый переезд на ветке находится сразу рядом с примыканием к главному ходу. (83 кбайт)
Отрезок пути между стрелкой с главным ходом Ярославского направления и платформой Динамо пролегает сквозь северную промзону города Мытищи, в которой находится грузовая станция Мытищи – Северные. На снимке по обе стороны от главного электрифицированного пути ветки находятся два других пути, ведущих в промзону. Судя по наличию опорных столбов контактной подвески, левый путь тоже когда-то был электрифицирован. (104 кбайт, 83 кбайт)
Главный путь ветки на подходе к грузовой станции Мытищи – Северные. (99 кбайт, 83 кбайт)
Грузовая станция Мытищи – Северные. Снимок сделан с главного пути ветки, которая в этом месте поднимается по насыпи. Контатная подвеска на этом участке уже демонтирована. (67 кбайт, 75 кбайт)
Тупик. Здесь теперь заканчивается ветка Мытищи – Пирогово. (98 кбайт)
Подозреваю, что эти плиты – остатки того, что раньше называлось платформой Динамо, которая располагалась примерно в этом самом месте. Название платформе дало одноимённое стрельбище. (71 кбайт)
После переезда через автодорогу, путь ветки нырял в лесную чащу. Теперь на этом месте просека. (91 кбайт, 105 кбайт)
Наличие сдвоенных опорных столбов – следствие ремонта пути ветки, который, очевидно, был сделан незадолго до её закрытия. Старые столбы просто не успели демонтировать. (142 кбайт, 89 кбайт)
Путь ветки вблизи платформы Победа и то, что от неё осталось к осени 2004 г. Название платформе дала фабрика «Победа», расположенная на территории посёлка Пироговский, жители которого, я думаю, вряд ли оценивают положительно факт закрытия ветки чиновниками. (136 кбайт, 107 кбайт)
Знаменитый переезд рядом с платформой Победа, состоящий из плотно уложенных рельсов. (73 кбайт)
Отрезок пути между переездом и входными светофорами на станцию Пирогово проходит по насыпи. Осенью 2004 г. здесь ещё оставались превосходные железобетонные шпалы. (82 кбайт, 101 кбайт)
А вот и входной светофор станции Пирогово, привычно глядящий на мир пустыми глазницами. (77 кбайт)
Горловина станции. Когда-то здесь располагался стрелочный перевод. Выходные светофоры станции Пирогово. (62 кбайт, 63 кбайт)
Обкорнав маршрут следования электропоездов до ст. Мытищи, МПС закрыло движение элетропоездов к старой платформе Пирогово, специально соорудив перед переездом короткую платформу-времянку. На снимке место, где она располагалась. (102 кбайт)
Очевидно, изначальной целью строительства ветки было обеспечение подвоза сырья и вывоза готовой продукции фабрики «Пролетарская Победа». На старой карте Московской области указан путь, ведущий от станции Пирогово непосредственно на территорию фабрики в посёлке Пироговский. Ветка на своём пути пересекала реку Клязьма, однако никаких следов моста мне обнаружить не удалось. Быть может вот этот боковой путь является остатком ветки к фабрике? (79 кбайт)
Ещё один примыкающий путь, а точнее останки его полотна, на этот раз со стороны, противоположной вышеупомянутому пути. Этот путь вёл в промзону, ныне заброшенную. Сохранился входной светофор этого пути перед станцией Пирогово. (101 кбайт, 122 кбайт)
Бывший переезд перед станцией Пирогово. Когда-то он был многопутным. (49 кбайт)
Рельсы на переезде не были сняты. Их просто закатали в асфальт. (60 кбайт)
Это кошмарное зрелище – всё, что осталось от станции Пирогово. Пассажирская платформа была варварски разрушена, станционное здание, располагавшееся справа, уничтожено. Забавно, что ближайшая автобусная остановка к станции всё ещё носит название «Платформа Пирогово». (84 кбайт, 84 кбайт)
На станции частично сохранился третий, неэлектрифицированный, путь, используемый для манёвров грузовых составов. (116 кбайт)
Опорный столб контактной подвески станции Пирогово. (106 кбайт)

Дополнительная информация.

Мытищи – Пирогово Информация по ветке Мытищи – Пирогово на сайте Александра Елагина. Уникальные фотографии действующей ветки 1989 года.
Фотографии с ныне заброшенной ветки Мытищи – Пирогово Материал Дмитрия.
Велопоездка Медведково – Пирогово – Мытищи Отчёт о велопоездке Медведково – Пирогово – Мытищи от Инструктора.
Пирогово. То, что уже не будет Материал Олега Скрябина.


Вернуться на главную страницу


Hosted by uCoz