Железнодорожная экзотика


Ветка Университет - Матвеевская

Часть I. Осень 2002 года

   Этот раздел посвящён ветке, которая сыграла роль основной транспортной артерии во время строительства нового комплекса зданий Московского государственного университета в 1949 – 1953 гг. По этой ветке на строительную площадку доставлялись строительные материалы. Некоторые промышленные предприятия, которые обслуживала ветка, специально были созданы во время строительства нового ансамбля-комплекса МГУ. До последнего времени ветка обслуживала 22 предприятия: ОАО «Трансинжстрой», УПТК «Мосстрой–4», МГАО «Промжелдортранс», ЗАО «Моспромстрой» и т.д. К августу 2003 года был разобран участок ветки, который начинался от тупика за вестибюлем станции метро «Университет» и шёл до станции Очаково–2.


Схема ветки

   Судя по кадрам кинохроники и фотографиям тех лет, с основного пути ветки на строительную площадку было подведено несколько подъездных путей и по ним сновали маневровые паровозы, обеспечивая подвоз гружёных стройматериалами вагонов. После окончания строительства комплекса зданий МГУ, ветка продолжала выполнять роль подъездного пути для различных промышленных объектов, причём движение поездов вплоть до начала 90–х гг. было весьма регулярным.
   В квартале между Мосфильмовской улицей и Мичуринским проспектом расположена тупиковая грузовая станция Очаково–2, на которую выходят подъездные пути многочисленных промышленных предприятий. Сюда же подходил уже упомянутый разобранный участок ветки и соединительная линия к магистральному ходу Киевского направления Московской железной дороги. По информации на начало 2006 года, станция Очаково–2 также ликвидирована, её пути разобраны.
   В скобках указан размер полноформатного изображения.

Тупик ветки в прежнее время располагался сразу за вестибюлем станции метро «Университет». В этом месте на ветке располагалась грузовая станция Ленгоры. После строительства торгового комплекса (он виден на заднем плане) тупик был несколько отодвинут к восточной стрелке станции (на переднем плане фотографии), которая располагалась в самом начале ветки. Ранее, между тупиком и этой стрелкой существовало примыкание подъездного пути близлежащего промышленного объекта. Уже в 80-х годах прошлого века этот подъездной путь выглядел заброшенным. (101 кбайт)
Западная стрелка станции Ленгоры. (104 кбайт)
Далее ветка шла параллельно Ломоносовскому проспекту. Справа —  конечная остановка троллейбусов «Улица Лебедева», слева когда-то располагался завод железобетонных изделий. (74 кбайт)
Напротив ул. Лебедева основной путь ветки поворачивает влево, а вправо уходит подъездной путь к заводу стройматериалов. На этом месте теперь строительная площадка фундаментальной библиотеки МГУ. (100 кбайт)
После ответвлений к заводу стройматериалов главный путь ветки круто забирает влево, проходя сквозь обступающие его заросли. (104 кбайт)
Ещё две стрелки, от которых отходят пути к промышленным объектам. Ранее на этом участке было три стрелки. Останки третьей стрелки можно разглядеть на заднем плане верхней фотографии. (96 кбайт, 95 кбайт)
Эта часть ветки вплотную примыкала к новым кварталам Раменок. Скоро и здесь пышным цветом расцветут каменные джунгли, в которые так усердно превращают Москву. (100 кбайт)
Площадь Индиры Ганди. Когда-то над площадью часто раздавался звонок, перемигивались красные фонари светофора и через переезд следовал грузовый состав. Впрочем, к моменту съёмки на ветке ещё сохранялось активное движение, что, впрочем, заметно по накату на рельсах. Вот только нормальной сигнализации на этом переезде нет уже давно. (84 кбайт)

Часть II. Весна 2003 года

Часть III. 2004 год


Оцифровка фотоснимков Набокова Александра.


Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz