Ветка, о которой пойдёт речь, является одной из старых московских
промышленных веток, соединяющих крупные промзоны города с близлежащими
магистральными станциями. На планах-схемах Москвы эта ветка выделяется
одним из своих примыкающих путей в форме полукруга, который расположен в
треугольнике с вершинами у станций метро «Беговая»,
«Полежаевская» и «Динамо».
Схема ветки (щёлкните по схеме для увеличения изображения; размер полноформатной схемы – 71 кБ)
Ветка начинается в
северной горловине станции Пресня за путепроводом над путями,
соединяющим 1-й Силикатный проезд и 1-ю Магистральную улицу. Затем,
путь ветки круто
забирает на восток, проходит вблизи станции метро «Полежаевская»,
пересекает 4-ю и 5-ю Магистральные улицы, и далее идёт параллельно 2-му
Хорошёвскому проезду до Хорошёвского шоссе. Ветка пересекает
Хорошёвское шоссе, далее идёт внутри городского квартала до улицы
Поликарпова, а затем уходит на территорию большой промзоны,
ограниченной этой улицей, Ходынским полем, Ленинградским
проспектом, 1-м Боткинским проездом и территорией больницы имени
Боткина. Когда-то переезд на улице Поликарпова был оборудован
шлагбаумом, что
неудивительно, т.к. в этом месте располагалась достаточно большая
сортировочная станция с осветительной мачтой, как на крупных
магистральных узлах. От станции на территорию промзоны вели несколько
подъездных путей. Внутри городского квартала между ул. Поликарпова и
Хорошёвским шоссе переезды были неохраняемые, однако, сигнализация на
них, по-моему, была. Интересно то, что неохраняемым был также переезд
через оживлённое шестиполосное Хорошёвское шоссе, во всяком случае в
последнее время на нём имелась только свето-звуковая сигнализация.
Переезд на 5-й Магистральной улице также
не охранялся, просто потому-что сквозного автомобильного движения
по нему не было. Ещё одним охраняемым переездом со шлагбаумом был
переезд через 4-ю Магистральную улицу.
Ветка была обильно оборудована средствами сигнализации, централизации и
блокировки (СЦБ), хотя все стрелочные переводы на ней были ручными. Длина
путей ветки, включая примыкающие подъездные пути и пути на территориях
промзон, составляет примерно 7 км. Наиболее крупное ответвление от
главного пути, о котором уже говорилось - это подъездной путь в форме
полукруга
на станцию Октябрьские казармы, которая располагалась в южной части
Ходынского поля. На отрезке ветки между Хорошёвским шоссе и стрелкой
этого подъездного пути когда-то был второй путь,
вероятно, для пропуска встречных составов. В промзоне, на которую вели
пути от сортировочной станции на ул.
Поликарпова расположено предприятие, называющееся ММЗ «Знамя труда». Другими
предприятиями, к которым вели примыкающие ветки, являлись Московское
объединение оптовой торговли, Хладокомбинат № 7, и прочие.
В первоначальный этап существования ветки с её
главного пути по передаточным веткам можно было попасть на Смоленский
ход, как в сторону Белорусского вокзала, так и
в сторону современной
платформы Тестовская. Развилка, по которой можно было попасть на эти
передаточные ветки, располагалась вблизи нынешнего переезда через Хорошёвское
шоссе. Судя по путевому развитию сортировочной станции на ул.
Поликарпова, двухпутной вставки и наличию элементов СЦБ, в прошлом ветка должна
была весьма активно использоваться.
Осенью 2004 г. на оставшихся рельсах ветки (от
станции Пресня до 2-го Хорошёвского пр.) не было заметно ни малейших
следов наката. Следует отметить, что сколь
заметного движения по ветке в сторону промзоны и Октябрьских казарм уже
давно не наблюдалось. Пару-тройку лет назад ещё было движение по ветке
со стороны станции Пресня до переезда через Хорошёвское шоссе, но потом
оно и там прекратилось. В настоящее время ветка постепенно разбирается.
Интересно, если речь, конечно, не идёт о закрытии и сносе предприятий,
которые ранее
обслуживала данная ветка, то каким образом эти предприятия смогут
получать
необходимые грузы и вывозить готовую продукцию, участвуя в программе
удвоения ВВП, объявленной Президентом России? Неужели, в эпоху
общемосковских автомобильных пробок эта роль будет возложена на
автотранспорт? Но ведь не зря ранее была построена эта и другие
промышленные ветки! Не все виды грузов по ряду причин целесообразно
перевозить по автодорогам. А может быть с ликвидацией ветки и сами
предприятия будут ликвидированы, а на их месте будут построены
очередные «элитные» жилые кварталы? Тогда за счёт каких производств
будет удваиваться российский ВВП?