Железнодорожная экзотика


По следам ветки станция Бутово – совхоз «Коммунарка»

   Жители сравнительно нового московского района Южное Бутово, прогуливаясь по Бутовскому лесопарку, наверняка обращают внимание на останки железнодорожного полотна, которое начинается у кромки леса вблизи перекрёстка улиц Венёвской и Поляны и тянется через весь лесопарк в сторону совхоза «Коммунарка». Эти останки принадлежат железнодорожной ветке длиной 7 км, которая была проложена от станции Бутово к вышеупомянутому совхозу.

Схема ветки
Схема ветки (щёлкните по схеме для увеличения изображения; размер полноформатной схемы – 43 кбайт)

   По информации, почёрпнутой из рассылки «1520 мм», эта ветка выглядела безнадёжно заброшенной уже в начале 80-х гг. прошлого века. Уже тогда путь в сторону совхоза находился в весьма в запущенном состоянии. По отсутствию наката на рельсах можно было сделать вывод, что никакого движения по ней давным-давно уже нет.Единственный сохранившийся на ветке светофор, обращённый глазницами в направлении «Коммунарки», всегда светил красным цветом.
   К 2004 г. на территории, ограниченной Новобутовской, Старокрымской и Скобелевской улицами, не осталось никаких артефактов, свидетельствующих о существовании ветки. Втоптанные в землю шпалы сохранились на участке от Новобутовской улицы до примыкания ветки к главным путям Курского хода. На начальном отрезке ветки параллельно её главному ходу существовал второй короткий тупиковый путь. Его хорошо видно на этих снимках Артёма Светлова. Немногим далее от главного хода ветки отходило несколько параллельных боковых путей, на которых отстаивались какие-то старые полуразрушенные вагоны, которые хорошо было видно из окон проезжавших электропоездов. Наблюдения показывали, что отстаивались они там не один год. Как выяснилось позднее, это было не кладбище вагонов, а городок ПМС (путевой машинной станции), материал о котором можно почитать на сайте «Московские „Железки“» в разделе «Жилая зона ПМС на станции Бутово, 1980-е годы». В конце 90-х гг. небольшой отрезок полотна, вероятно крайнего правого пути ПМС, если двигаться по направлению в сторону «Коммунарки», всё ещё можно было увидеть на пешеходной дорожке, что вела из старого Бутова в бывший посёлок ВИЛР. Осенью 2004 г. его там обнаружить уже не удалось.
   В 2004 г. полотно ветки заканчивалось на окраине совхоза, где упиралось в забор за которым находилось некое сооружение, напоминающее амбар. А когда-то путь ветки заходил на территорию совхоза, где было устроено путевое развитие, позволяющее осуществлять манёвры. Это путевое развитие схематично показано на старых планах Подмосковья.
   Ветку явно строили капитально. Об этом свидетельствуют в частности насыпи и бетонные шпалы на её начальном двухпутном участке. К настоящему времени не сохранилось никаких следов железнодорожных переездов на дорогах, которые пересекала ветка. А судя по картам-схемам, в прежние времена существовал железнодорожный переезд на Новобутовской улице. В то время по этой улице, которая тогда была одной из второстепенных дорог Московской области, проходила основная дорога в старое Бутово от Варшавского шоссе. Улицы Скобелевская и Поляны появились значительно позже, уже при застройке отошедшего к Москве района Бутово и вряд ли на них сооружались железнодорожные переезды. Возможно также, что когда-то на ветке существовал переезд через улицу на территории совхоза «Коммунарка».
   Для чего была построена данная ветка? Вероятно, для вывоза мясной и молочной продукции совхоза «Коммунарка», но позже по какой-то причине от этого отказались. На довоенных планах-схемах Подмосковья, которые мне довелось видеть, эта ветка обозначена не была. Более фундаментальные исследования истории ветки, проведённые авторским коллективом сайта «Московские „Железки“», показали, что целью строительства ветки был подвоз кормов для живности. О том, почему вдруг для этого было решено задействовать железную дорогу, можно узнать непосредственно из соответствующего материала упомянутого сайта.

Начало ветки. На заднем плане видны главные пути Курского направления. На переднем плане тот самый единственный светофор. (64 кбайт)
Сохранившийся отрезок полотна ветки на импровизированном переезде. (93 кбайт)
Следы разобранного полотна ветки на окраине старого Бутова. Хорошо видны ушедшие в землю шпалы. (93 кбайт; 109 кбайт)
Разобранное полотно ветки в чаще Бутовского леса. Ещё в конце 90-х гг. в лесу сохранялись участки нетронутого полотна со шпалами и рельсами. К настоящему времени таких участков не осталось. (98 кбайт; 98 кбайт)

Насыпь ветки на открытом участке. (64 кбайт)
На этом участке ветки, проходящем в перелеске, хорошо сохранились шпалы на насыпи. (108 кбайт)
Останки полотна ветки вблизи совхоза «Коммунарка». Далее путь уже практически не читается. Где-то здесь мною осенью 1998 г. была обнаружена исправная тележка для перевозки путейского инвентаря. (127 кбайт)

Дополнительные материалы:


Схема ветки. (43 кбайт)
При составлении данной схемы использовались следующие материалы:
данные программы «Москва 98 Атлас-справочник», разработанной фирмой ИНГИТ;
план города Москвы по состоянию на 1988 г., ГУГК СССР.




Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz